суббота, 24 декабря 2016 г.

Книжная закладка

Я — красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай —
Где закладка, там читай!


Книжная закладка всегда была спутницей книги и появилась почти одновременно с книгами. В те далекие времена использование книжной закладки было обязательно и считалось важнейшим элементом культуры чтения книг.

 Они изготавливались из разных материалов, имели самую разнообразную форму и стиль оформления. Известно, что первые попытки отметить нужное место делались ещё на папирусных свитках около полусотни метров длиной. Древние египтяне прикрепляли к свиткам кусочки пергамента, чтобы подчеркнуть важную мысль, привлекшую их внимание.
Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584 году, когда королевский печатник Кристофер Баркер подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. 
Первые книги стоили дорого, создавались на века, и предполагалось, что их нужно бережно хранить. Самым подходящим материалом для закладки, не повреждающим страницы книг, стала ткань. Именно поэтому так широко были распространены узкие и широкие шелковые ленты, полоски плотных гладких или узорчатых тканей, плетеные шнуры. Такие закладки до сих пор находят в изданиях XV-XVII веков.  В XVIII веке переплетчики начали включать ленточку-закладку в конструкцию книги, прикрепляя её к корешку. Позже такие закладки назовут «ляссе» (от немецкого «Lesezeichen»- закладка). К подарочным изданиям и закладки готовились особенные.

К середине XIX века началось массовое машинное производство закладок из шелка. Самой заметной фигурой на рынке стал английский предприниматель Томас Стивенс из Ковентри. Его закладки стали желанным подарком, т. к. были тематическими, с пожеланиями, поздравлениями, со словами любви и благодарности, сочувствия и текстами молитв. Но к 1880 году шелковые закладки потеснило производство картонных и бумажных закладок с рекламой товаров. Такая тиражная продукция была дешева и доступна. В период модерна возникла мода на металлические закладки похожие на скрепки.

Закладки украшали гравировкой, литьем, сочетали металл со слоновой костью, перламутром, дорогими породами дерева. Встречались закладки с забавными надписями: «Вот твоя страница» или «Я тут заснул».
Сначала закладка носила практический характер, а со временем стала предметом рекламы, коллекционирования, образования и т.д. Сегодня большую часть закладок делают из бумаги – превосходного материала для размещения любой рекламы. Рекламируют всё – музеи, библиотеки, театры, различные общества, издательства, магазины, еду, игрушки, предметы роскоши и др. Кроме этого, выпускаются закладки поздравительные, просветительские, дидактические, закладки-игрушки, закладки-календари.

Нужно отметить, что всегда оставалась популярной авторская, индивидуальная закладка, выполненная вручную.

 Распространённым стал такой рекламный ход, как использование закладки в качестве визитной карточки - сувенира для коллег или партнёров. Например, эстетично смотрится металлическая закладка-визитка с нанесёнными на неё контактными данными – логотипом компании, адресом её сайта. Это добротная и полезная вещь для настольной книги или ежедневника, которая постоянно находится в поле зрения, становясь настоящим рекламным агентом компании. Несмотря на обилие электронных носителей информации, книга была и будет актуальной – ей никогда не потерять звания лучшего подарка и мудрого наставника. Пока есть книги, будут существовать и закладки. Стильные, оригинальные, с национальным колоритом, сегодня они - не только средство ухода за книгой, но и современный аксессуар хорошего тона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий