среда, 17 мая 2017 г.

Работа по призванию.


Сегодня, в преддверии праздника библиотекарей,  я хочу Вас познакомить с потрясающей женщиной, талантливой коллегой и просто удивительным человеком - Страйковой Натальей   Александровной.  Много лет она работает в самой обычной школе библиотекарем. То, что ее отличает от многих коллег,  это особый подход к своей профессии. Работает она с "огоньком" и поэтому ее читатели (и дети, и коллеги) загораются её идеями. А в прочем, рассказать о  Наталье Александровне  лучше, чем она сама о себе пишет, нельзя. Читайте ее творческое сочинение "Я БИБЛИОТЕКАРЬ"
                                  

Господи, ну и работу я себе выбрала! И до сих пор не пойму почему? Видно внутренний голос наказал, а я его всегда слушаюсь, отдаюсь интуиции и редко когда ошибаюсь.
   И вот уже более 30 лет я в школе. Здесь, в этой школе, в библиотеке, прошла вся моя жизнь. Сознательная, со всеми ее невзгодами, потерями, радостями и обретениями. Жизнь созидательная и разрушительная. Созидательная, потому, что что-то все-таки создано, что-то достигнуто.
Разрушительная потому, что что-то все-таки разрушилось: взгляды, мысли, чувства и еще время – оно нас не жалует, хотя именно время и работает на нас: со временем умнеешь, мудреешь, как личность.
   И если ты ничего не добился, ничего не понял, то грош тебе цена…
(Из дневника Страйковой Н.А.)



                                               Профессия стара как мир и время
                                               От первых свитков до больших томов
                                               Вы любите и бережёте верно
                                               Пылинки времени и заповедь веков


Литература всегда была моим любимым предметом, наверное, потому что я не расставалась с книгой с детства. Книга была моим мудрым советчиком, верным другом и утешителем.
         К своей профессии я подходила очень серьезно, ведь  выбирала себе дело для души и на всю жизнь. На уроках литературы я открыла для себя книги не только как предмет удовлетворения эстетических потребностей, но и как носителя жизненного опыта человечества. Я научилась читать между строк, угадывать подразумеваемое, нашла четкие различия между добром и злом, понятиями совести и чести. Если выбор верен, то работа   всегда приносит  радость и удовлетворение стремление углубить полученные знания и отточить мастерство до уровня настоящего профессионала.
И вот, свершилось – я библиотекарь.

 Страйкова Наталья Александровна.

Уже более 30 лет  работаю по призванию и ни разу не пожалела об этом. Я не просто библиотекарь, я – ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ!  А это особый вид библиотечного сообщества.
         Когда речь заходит о нашей многострадальной профессии, сразу откуда-то появляется столько патетики: «лекари человеческих душ», «сеятели разумного, доброго, вечного»…Оно, конечно, так. Но не совсем.
         Так какой же он, современный школьный библиотекарь? Почему я была, есть и буду им?
         По степени неприхотливости школьного библиотекаря уже давно следовало бы выделить в особый биологический вид. Получаем такую зарплату и сохраняем такую жизнеспособность…Аналогов, как говорится, не имеется.
         Каждый из нас самобытен и оригинален и не попадает ни под одну из общепринятых классификаций; физики и лирики, технари и гуманитарии: мы сведущи во всех областях знаний. Мы буквально из всего умудряемся получать необходимую и полезную информацию.
         Школьный библиотекарь оперативен и вездесущ. Не от хорошей жизни, разумеется. Вообще, основополагающий принцип современного школьного библиотекаря – «Хочешь быть – умей вертеться!». И мы с присущим нам энтузиазмом воплощаем его в жизнь в течение своего рабочего дня (кстати, не вполне нормированного). Умудряемся побывать в несметном количестве мест:  за короткое время  перемены максимально обслужить массу страждущих читателей; провести запланированный обзор литературы для старшеклассников; провести сверку документов с бухгалтерией, сбегать договориться об экскурсии пятиклассников в сельскую детскую библиотеку, оформить подписку на периодические издания в ближайшем почтовом отделении и  т. д.
         Мы обладаем редкими дипломатическими способностями. В процессе деятельности мы приобрели кучу навыков, которым может позавидовать профессиональный дипломат: мы умеем убеждать, уговаривать, уламывать, очаровывать, обольщать, настаивать, требовать, вымогать, выпрашивать. Школьный библиотекарь владеет огромным диапазоном всех возможных приёмов и методов. Нам с одинаковым успехом удаётся и сиротский речитатив: «… сами мы не местные», и темпераментная речёвка  « …дети – наше будущее!»
         Наша способность к творчеству и выдумка поражает многих. Обзорам исторической литературы, которые мы проводим для старшеклассников, позавидует Эдвард Радзинский. Когда библиотекарь ставит спектакль в своей театральной группе, ему рукоплещет самая благодарная публика, не избалованная вниманием Большого Театра. Когда мы пишем планы или отчёты о своей работе, Задорнов и Жванецкий отдыхают.
         О нашей плодовитости надо рассказывать отдельно. Чего только не выходит из - под пера школьного библиотекаря: библиографические списки литературы, библиотечные плакаты, сценарии утренников и  вечеров, официальные письма, слезливые прошения, акты по списанию литературы, стихи, проза и публицистика.
         О нашей работоспособности ходят легенды. У нас великолепная проходимость и большая грузоподъёмность. Мы универсалы –всезнайки и всеумейки: защищаем природу, боремся с наркоманией (а заодно с алкоголизмом и табакокурением), ведём уроки внеклассного чтения и не только, насаждаем духовную культуру и нравственность, занимаемся эстетическим воспитанием, успешно овладеваем любой техникой: видео-, теле-аудио и компьютерной, умело красим пол, забиваем нужный гвоздь в нужном месте.

 Страйкова Наталья Александровна с детьми у книжной выставки.


         Отдельного разговора заслуживают так называемые «критические дни». Имеются в виду Неделя детской книги, Недели библиографии в школе и каникулы во всём их многообразии. Это время, когда обычных, повседневных навыков работы нам всё же не хватает. Это время охоты на местных писателей, журналистов, интересных людей, всех тех, кто может внести хоть какое-то разнообразие в жизнь любимых читателей. Вот когда мы мобилизуем все свои внутренние ресурсы. Это наш бенефис! Вот когда можно увидеть нашего брата, школьного библиотекаря, во всей красе! А если надо найти деньги на проведение мероприятий или отследить спонсора? Здесь у нас проявляются такие чудеса героизма и отваги, что вхождение в горящую избу и останавливание коня « некрасовской женщиной» - просто детские шалости. Школьный библиотекарь идёт «во-банк», где, как известно, все средства хороши, ибо их оправдывает благородная цель – ублажить читателя, сделать сладкое ещё более сладким, хоть ненадолго превратить родную библиотеку в райские кущи. Всё для него …любимого! И кто мы без него? Информационно образованного!
         Очень хочется верить, что наша профессия в будущем станет одной из самых перспективных, востребованных. Мы, школьные библиотекари, и впредь будем совершенствовать своё библиотечное мастерство, шлифовать свои таланты, соблюдая при этом олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее!». Это значит: быстрее ветра на перемене между стеллажами не бегать, выше администрации не прыгать, сильнее атланта не быть и стопки весом более 10 килограммов не носить. Мы не будем падать духом перед неудачами, будем учиться всему, что можно узнать, постоянно поднимать свой профессиональный уровень, сохранять  лучшие стремления, профессиональное достоинство.
Я люблю библиотечную работу и храню верность школе, поражая себя и других собственной выдумкой, фантазией, энтузиазмом, работоспособностью, а также скромностью и вежливостью.


P.S. В разделе "Копилка опыта" и "Выставки"  есть разработки Натальи Александровны.



7 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина! Наталья Александровна, все четко рассказала о работе школьного библиотекаря. Кто работал библиотекарем, сможет работать везде и все успевать. Я, тоже работаю шк.библиотекарем 22 года и радуюсь каждому дню. Хорошо, что освещаете опыт коллег. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Школьные библиотекари Усть-лабинского района - как одна большая семья. Есть старшие сестры, есть помладше, а есть совсем зеленинькие. Но мы один за всех, и все за одного.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Николаевна! Рада заочно познакомиться с Натальей Александровной! Читала ее творческое сочинение как о себе, 30 лет в одной школьной библиотеке!
    Желаю Наталье Александровне творческих успехов, оптимизма и крепкого здоровья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Завтра обязательно позвоню Наталье Александровне. Пусть порадуется добрым словам.

      Удалить
  3. Мой дедушка когда-то был директором небольшой сельской школы. Вспоминая, говорил, что библиотекарь - главные человек на селе: все всегда и про всех знает! Это верно и в наши дни!

    ОтветитьУдалить
  4. Ирина Николаевна, здравствуйте! Библиотекарь - особая профессия. Если человек приходит в неё и не ушёл сразу, то остаётся на всю жизнь. Это даже не профессия, а служение... Читателям и книге! Могу так говорить - в своей школе работаю с её основания (28 лет). А всего библиотечный стаж почти 40 лет.Спасибо Вам за рассказ и эссе Натальи Александровны. Доброго ей здоровья и творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина Николаевна, Наталья Александровна! Прочитала на одном дыхании ваш замечательный пост! Изумительный рассказ! Под ним, наверное, мы все, школьные библиотекари можем подписаться. Читала и думала, что ведь это и про меня написано. Спасибо! Самое главное желаю вам крепкого здоровья, творческих успехов, новых идей, проектов.

    ОтветитьУдалить